В России две беды – дураки и дороги. В Носготе, как ни странно, тоже.

Введение
Для начала, помните, что порталов в Носготе очень мало, и доступ к ним есть в основном у верхушки империи и их приближённых. Ещё встречаются отдельные особи, умеющие создавать временные порталы или телепортироваться в принципе, но удел большинства – идти пешком или ехать верхом, на что придётся потратить достаточно много времени и столкнуться с рядом сложностей от точного маршрута до места проживания. Именно о них, а так же о прочих «прелестях» странствий по миру, мы и поговорим.

Ночлег
Если вы пустились в путешествие по Носготу, то первое, о чём придётся думать, если вы человек, так это о том, что придется каждый вечер искать себе ночлег. Если вы вампир, то ситуация несколько проще: можно поспать и под кустом. Не очень приятно, но всё же вас вряд ли сожрут другие вампиры или дикие звери, да и опасаться разбойников не приходится – разве что им надо будет опасаться вас. А вот если вы человек, то вопрос ночлега будет одним из первостепенных.
Где вы проведете ночь, в первую очередь зависит от того, где вы оказались вечером. А это вам не всегда подвластно. Если из-за дождей дорога превратилась в болото, то придется искать убежище в ближайшей крестьянской хижине. Если же другие путешественники расскажут вам, что дорога впереди кишит ворами или иными угрозами, то придется сидеть в гостинице до тех пор, пока не наберется достаточно много народу - большой группой путешествовать безопаснее.
Даже если вы все же успели добраться до нужной деревни или города до заката, еще не факт, что вы найдете там свободную постель - особенно в базарный день или если неподалеку проходит ярмарка.
Тем не  менее, местные жители понимают, с какими трудностями приходится сталкиваться путешественникам, и многие из них готовы поделиться с вами кровом и пищей. Гостеприимство считается проявлением милосердия, а слушать рассказы незнакомца за кружкой эля и тарелкой хлеба с сыром - это одна из самых приятных и полезных форм милосердия. Но, тем не менее, следует помнить, что не все люди равны; общественное положение играет важную роль. Если вы дворянин, вас радушно примут где угодно. Но если вы крестьянин и стучитесь в богатый дом, то вас, скорее всего, прогонят прочь, в лучшем приютят в дворницкой. Если вы охотник на вампиров или разведчик, то всё зависит от лояльности местного населения: где-то вас встретят с распростёртыми объятиями, а где-то, узнав, что вы из сопротивления, побегут сдавать ближайшим вампирам или и вовсе учинят самосуд – на всякий случай.
Радушие к путешественникам сопровождается определенными неписанными правилами. Во-первых, вы должны с уважением относиться к собственности хозяина. Во-вторых, хозяин несет за вас ответственность, пока вы у него гостите. Так что в любом доме, усадьбе или ночлежке от вас потребуют сдать оружие, которое у вас при себе. В-третьих, если вы умрете в чужом доме, то все ваши вещи становятся собственностью хозяина. Последнее правило удобно для того, чтобы никто не злоупотреблял гостеприимством. Как гласит пословица, две вещи через три дня начинают неприятно пахнуть: рыба и непрошеные гости.
Постоялый двор - самое очевидное место для ночлега, но это не значит, что во всех вам будут рады. Более того, если вам предлагают ночлег в частном доме - стоит согласиться.
Хозяева подворий обычно знают все трюки воров, попрошаек и хулиганов. Если путешественник проиграет все деньги в кости, то никакие мольбы не помогут ему, когда настанет время оплачивать счет. Хозяин выгонит его на улицу, забрав вещи, лошадь и даже одежду, если иным способом покрыть долг не получится. А если путешественник устраивает дебош, то его вышвыривают в ночь, где его ждет встреча с ворами, головорезами, вампирами или городской стражей.
Найти место на постоялом дворе - тоже не всегда легкая задача. Вы должны убедить владельца, что вас стоит приютить, а те зачастую не стесняются отказывать людям в ночлеге. Если вы приехали на лошади, да еще и загодя отправили слугу, чтобы тот от вашего имени осведомился о наличии мест - вас, несомненно, примут. Если вы пришли пешком, выглядите бедно или хозяину просто покажется, что вы не сможете расплатиться, он вам откажет.

Маршрут
Готовясь к путешествию, не рассчитывайте на помощь карт: их очень мало, а на тех, что есть, не соблюден масштаб. Их делали не для того, чтобы помочь путникам. Большая часть карт - это способ записи пространственных знаний; их используют для поиска информации в библиотечных исследованиях, а не для того, чтобы сверяться с ними в дороге. Исключение составляют разве что вампирские карты и карты Разведсиков, достаточно точные и достоверные, но кто же даст их в руки простому человеку?
Из-за отсутствия карт единственный вариант, доступный путнику - спрашивать дорогу. Для начала следует определить примерно, в каком направлении следует двигаться, а затем составить "маршрутный лист" - список поселений, лежащих между точкой отправления и местом, куда нужно добраться.
Также предполагаемый маршрут можно прокладывать, ориентируясь на знания местной географии. К примеру, если вы знаете, через какие территории текут крупные реки и в каких местах эти реки можно перейти, то вы уже неплохо представляете себе регион. Но это по большей части может пригодиться в местах знакомых. Если же вы оказались в неизвестной части мира, то лучший способ сориентироваться на местности - идти вдоль реки. Река не только позволит придерживаться одного направления, но и рано или поздно приведет в город.
Но самым оптимальным способом путешествия на большие расстояния является перемещение вместе с торговыми караванами, имеющими достаточно охраны, чтобы достойно встретить любые возможные преграды.

Дороги
Множество торговых путей пронизывает весь Носгот, соединяя между собой все крупные города.
Сеть больших дорог дополняется сетью местных: улицы и переулки городов, широкие скотопрогонные дороги на открытых полях и общественных землях.
В целом главные дороги поддерживают в хорошем состоянии. Состояние иных зачастую оставляет желать лучшего.
Самые ненадежные дороги – соединяющие поместья и маленькие города. Иногда местные жители, чтобы побыстрее и подешевле достать глину, выковыривают ее прямо из-под ног. В хорошую погоду из-за этого поверхность дороги становится неровной и приходится искать объезд. В плохую - образуются лужи, глубина которых может достигать пары метров.

Мосты
Зачастую проселочные дороги упираются прямо в реку. Для пешеходов в броды иногда кладут переходные камни или даже ставят мосты-"клапперы" – несколько сложенных из камня «подпорок», поверх которых кладутся доски, брёвна или широкие каменные плиты. Но куда чаше придется лезть в воду вне зависимости от погоды и времени года.
В холмистых и гористых районах мостов практически нет.
Строительство каменного моста считается богоугодной тратой денег. Вампиры крайне благосклонно относятся к идее возведения любой переправы через реки, которая исключит необходимость контакта с водой, поэтому неудивительно, что на территории империи на центральных дорогах мостов хватает.

Транспорт
Основной транспорт в Носготе – лошадь, хотя вампиры используют их только для путешествия на дальние дистанции, предпочитая просто пробегать небольшие по их меркам расстояния, если только не нужно везти какой-нибудь тяжёлый груз.
Нормальная скорость передвижения человека, особенно старого, толстого или того, кого сопровождает большая свита – 24 километра в день.
Но даже те, кто едет в одиночку, редко успевают проделать больше сорока восьми километров в день летом или больше двадцати пяти - зимой.
Телеги как транспорт используются редко и не слишком удобны. А самое важное - крайне медленные, и не смогут проходить более 19 километров в день. Кроме того, они обычно используются для перевозки строго одного вида грузов, будь то уголь, сено или навоз.
Кареты - очень дорогая редкость, к тому же качество дорог не позволяет использовать их повсеместно. Что до вампиров, то как правило они предпочитают верховую езду или даже собственные ноги – средняя скорость вампира пешком вдвое выше, чем у человека, и составляет десять километров в час. Таким образом, за сутки вампир способен пешком пройти расстояние от Уштенхейма до Авернуса, которое равно приблизительно двумстам сорока километрам. Человеку, чтобы покрыть такое же расстояние, понадобится около десяти дней, если двигаться в неспешном темпе – много времени придётся потратить на сон, еду и отдых.
Паланкин используется только для аристократов, которые не могут ездить в седле, и беременных женщин. Связано это с тем, что паланкин не слишком удобен, так как представляет собой помост, закреплённый между двумя лошадьми, на котором расположено закрытое сиденье. Эта конструкция достаточно шаткая, поэтому лучше идти пешком или ехать в седле. Так что самый оптимальный вариант – купить лошадь.
Лошадей в Носготе достаточно много – от тягловых, использующихся для перевозки грузов, до легконогих быстрых скакунов, выводимых имперскими вампирами. Но боевые лошади практически не используются в силу их неэффективности. В целом, обычная верховая лошадь стоит не очень дорого, и человек со средним достатком вполне может позволить её себе. Вьючные лошади стоят чуть дороже, а самые дорогие кони – тягловые.
Помимо лошади, понадобится купить седло и остальную сбрую. Но помните, что ехать на лошади долго с непривычки вы не сможете – скорее всего, не более трёх часов. В среднем, человек, который никуда не торопится, делает чуть меньше пяти километров в час и едет не более пяти часов в день, особенно если речь идёт о торговом караване. Кстати, женские сёдла не распространены, вместо них есть дорожные юбки с разрезами по бокам, позволяющие сидеть в сёдлах стандартной конструкции.

Опасности
Главная опасность в путешествии - угроза нападения. В некоторых местах приказано расчищать окрестности дорог, чтобы исключить возможность засады - вырубать все деревья и кустарники. Однако это предписание соблюдается не всегда, и людей на больших дорогах все равно грабят разбойники.
Иногда местные власти нанимают вооружённую стражу, патрулирующую определенный участок дороги - например, когда люди собираются на большую ярмарку. Но в целом такое редкость. Обычно путешественнику приходится полагаться на свои силы и силы попутчиков.
Что с вами может случиться помимо разбойников? В имперских землях – практически ничего, кроме диких зверей, а вот за их пределами дороги очень опасны, особенно в тёмное время суток. В окрестностях Прованса, к примеру, встречаются мародёрствующие шайки не только людей, но и вампиров.

Заключение
В целом путешествие по Носготу в одиночку – очень рискованное и опасное дело, особенно для человека. У вас есть шанс пройти по более-менее безопасным имперским землям, но за их пределы без хорошей компании лучше не отправляться. Помните, что к путешествию нужно подготовиться: купить припасы, лошадь и сменную одежду. Кроме того, учитывая качество дорог, не стоит ожидать особенно комфортного и быстрого пути. К вампирам это не так применимо, но вот людям, чтобы добраться из одного города в другой, придётся хорошо постараться. Так что подумайте, на кой вам вообще сдалось куда-то ехать. Прикиньте, сколько времени это займёт, какие сложности и опасности могут ждать вас в пути и подумайте: а, может, проще дома посидеть?

Карта имперских земель с масштабом.
http://sh.uploads.ru/t/4nXKv.jpg

Авторы статьи:
Джей, BloodyMaria.
Использовалась книга: Ян Мортимер, Средневековая Англия.

Отредактировано Рахаб (2016-01-25 03:01:21)