http://se.uploads.ru/t/XYkp1.jpg

Как известно, в Носготе существует семь стихий, не прямым делением дробящихся на восемь или девять первоначал (остаётся спорным вопрос, считать ли отдельным первоначалом Баланс).
Двумя базовыми первоначалами, порождающими все остальные, выступают Тьма и Свет, каждое из которых имеет свою суть и порождает свою ветвь других первоначал и стихий.

Свет строится на манипулировании чистой энергией и по большей части является стихией разрушения. К магии Света относятся основанные на его конденсации и создании короткоживущего луча световые клинки (одно из умений клана Зефоним), преломление света и невидимость и грубый контроль над чужим разумом, фактически, подавление его своим. Свет проникает всюду, пробивает любые преграды и, по сути, сочетает в себе в зачаточном виде свойства вытекающих из него первоначал и стихий. Но, как ни странно, в разрушительной природе этой стихии заложена возможность концентрации энергии для качественного изменения и преобразования сущего, что порождает вытекающее из него первоначало Природы.

Природа в мире Носгота понимается шире, чем просто контроль над живыми существами. Это первоначало даёт власть скорее надо биогеоценозом в целом – то есть, всей экосистемой, а не только её живой частью. Природа – это первоначало не прекращающегося развития и изменения.
Квинтэссенцией этого изменения можно считать появление стихии Огня, которая, казалось бы, унаследовала больше разрушительности Света, но на деле только больше способствует изменениям и трансформации чего-то старого в качественно иное. Однако Огонь губителен для всего, что не может выдержать его удара, уничтожая, причиняя боль и порождая новое начало, которое переплелось в нём с Природой – первоначало Конфликта.
Хотя Конфликт как первоначало тоже включает в себя множество граней и понятий, в нём ещё отчётливее выражается суть всех стихий и первоначал, идущих от Света – постоянное разрушение, обновление, усиление и сотворение чего-то нового, рождающегося в борьбе. В школе Конфликта впервые появляется ментальная магия, воздействие которой не заметно для самой цели – Внушение Ненависти. Таким образом, как новое качественное преобразование, позволяющее принять очередной вызов, из Конфликта рождается Разум.

В Разуме вновь проявляются некоторые унаследованные ещё от Света черты – способность проникнуть везде, преодолеть барьеры, но эта способность качественно изменена, она более тонкая и от того – более опасная. К этой области относятся телепатия, не осознаваемый жертвой контроль над разумом, основанный как на захвате чужого тела, так и на гипнозе.
Однако у первоначала Разума есть и ещё одна, более глобальная трактовка, подобно тому, как Природа включает в себя не только растения и животных, Разум включает не только сознания отдельных существ, но и связь между ними, их совокупность, часто называемую ноосферой. Таким образом, Разум в своём истинном понимании – всеохватывающее начало, способное охватить и осмыслить любой предмет. И это его свойство порождает новую столь же вездесущую стихию – Воздух.
Объединяя в себе элементы породившего его Разума и порождённого им Измерения, Воздух является конечным, самым совершенным результатом развития энергии Света. Магия Воздуха может разрушать, изменять и помогать проникать в доселе недоступные места. Воздух открывает для перемещений третье измерение – высоту. И из него вытекает Измерение, первоначало, полностью основанное на пространстве и перемещениях в нём, в котором наиболее полно воплощена способность проникать буквально в любое место. Таким образом, Воздух способен везде проникнуть, всё изменить и всё разрушить.

Если же говорить о Тьме, то это – стихия одновременно созидания и смерти. Она связана с «изнанкой» Носгота – призрачным миром, искажённым, застывшим, где время тянется очень медленно, а глобальные изменения происходят очень редко и чаще всего скачкообразно. Этот мир не знаком с понятием развития и эволюции, он живёт, игнорируя законы живой природы. Однако мир мёртвых в Носготе – это не место вечного упокоения, а лишь перевалочный пункт для вечно перерождающихся душ. И воплощением этого мира является Тьма. Таким образом, Тьма – это стихия резкого, подчас необратимого изменения состояния. Из живого – мёртвое, из не существующего – воплощённое.

При таком понимании Тьмы не удивительно, что именно из неё возникает первоначало Смерти, ведь Смерть, по сути, являет собой самый красноречивый пример такого рубежа, перехода. Однако это первоначало позволяет совершать и обратный переход – не перерождаясь, вернуться из мира мёртвых в мир живых. И так она даёт начало стихии, одновременно несущей и отбирающей жизнь – Воде.
Вода воплощает в себе одновременно роковой рубеж и возможность его многократного преодоления, возвращения в исходное состояние. Легко переходя изо льда в жидкость, а из неё – в пар, она даёт следующее первоначало, которое вместе со Смертью определяет облик этой стихии – Состоянию.
Как в случае с Природой Носгота было бы неуместно говорить только о живой природе, так и Состояние понимать следует гораздо шире. Состояние включает в себя и материю, и заключённую в ней энергию, потребную для превращения вещества. Поэтому именно Состояние, а не Природа, позволяет магам менять облик, принимать другие формы. И поэтому же оно порождает первоначало Энергии.

Энергия же понимается как некая движущая сила, поэтому именно этому первоначалу принадлежит способность к телекинезу – по сути, тот является воплощённой энергией разума, действующей на материальный мир.
Конечным же воплощением материального является стихия Земли, позволяющая как качественно изменять энергию, превращая одну в другую, так и окружающий мир с её помощью. Из неё в свою очередь в качестве силы, несущей неотвратимые и порой необратимые изменения всему сущему, появляется первоначало Времени.

Энергия Духа же является некоей высшей силой, объединяющей все остальные, воздействующей на мир на самом глубинном уровне и влияющей на всю жизнь Носгота.
Таким образом, в случае стихий и первоначал Носгота следует говорить не о чём-то материальном, а, скорее, об определённых энергиях, воздействующих на мир и изменяющих его так или иначе. А родство души живого существа с одним из этих первоначал или стихий позволяет изменяться или изменять сущее в соответствии с заложенными в каждом конкретном типе энергии возможностями.

Автор статьи: BloodyMaria.
Использовались материалы: серия игр Legacy of Kain, Носгот.